Творчество и судьба русских





Чарская Лидия Алексеевна
Ган Елена Андреевна
Жадовская Юлия Валериановна
Дурова Надежда Андреевна
Ковалевская Софья Васильевна
Лухманова Надежда Александровна
Достоевская Анна Григорьевна
Панаева Авдотья (Евдокия) Яковлевна
Ростопчина Евдокия Петровна









   
писательниц на сайте poetess.ru


Ган Елена Андреевна




1814-1842



  • Ган Е. А. (проза)



    БИОГРАФИЯ

    Родилась в дворянской семье Фадеевых. Детство и юность провела в Екатеринославе. Мать Елены Андреевны говорила на пяти языках, прекрасно рисовала, изучала естественные науки, археологию и нумизматику. Она сама занималась воспитанием своих детей.

    В 16 лет Елена вышла замуж за капитана П. А. Гана, человека почти вдвое ее старше, и для нее началась жизнь армейской дамы, в неинтеллигентном обществе, с вечными кочевками по южнорусским местечкам и городишкам. В браке Ган счастья не нашла, и спасалась от окружающей пошлости занятиями с двумя дочерьми, чтением, изучением языков и поездками к родителям. В 1836 году Ган побывала в Петербурге, познакомилась с Сенковским, напечатала в его "Библиотеке для Чтения" компиляцию из романа Бульвера "Гондольфин" и заинтересовала собою редактора. В следующем году появилась в "Библиотеке для Чтения" ее первая повесть "Идеал", подписанная псевдонимом Зенеида Р-ва. Лето 1837 года она провела на Кавказе, где познакомилась с некоторыми из ссыльных декабристов, в том числе с разжалованным офицером Сергеем Ивановичем Кривцовым. Сергей Иванович откровенно рассказывал о себе, своих родных и товарищах, содержании в Петропавловской крепости после ареста, о читинской каторге и минусинской ссылке. Все это находило отклик в чуткой душе Елены Андреевны. Для нее встречи и последующая переписка с декабристом остались самым светлым воспоминанием в нелегкой кочевой жизни, которую она вынуждена была вести, несмотря на слабое здоровье. Кавказ внушил ей "Воспоминания Железноводска" (где нашли отражение ее кавказские впечатления, в том числе и знакомство с Кривцовым) и две повести: "Утбалла" и "Джеллаледдин" ("Библиотека для Чтения", 1838). Здоровье Ган давно уже было подорвано, а теперь, словно предчувствуя скорую кончину и к тому же нуждаясь в деньгах на лечение, на воспитание детей, она стала усиленно работать. Быстро последовали одна за другой повести: "Медальон" (1839), "Суд света" (1840), "Теофания Аббиаджио" (1841), "Напрасный дар" (1842), "Любонька" (1842), "Ложа в одесской опере" (1842). В произведениях Ган впервые в русской литературе ярко и полно выразился протест против униженного положения женщины в семье и обществе. Она не мечтала о выходе женщины из круга семьи на одинаковое с мужчиной поприще общественной жизни, не пыталась разрушать и перестраивать социальные преграды и только требовала больше уважения и сочувствия женщине как жене и матери. Белинский писал о ней: "Между русскими писательницами нет ни одной, которая достигла бы такой высоты творчества и идеи и которая в то же время до такой степени отразила бы в своих сочинениях все недостатки, свойственные русским женщинам-писательницам, как Зенеида Р-ва. . . Основная мысль, источник вдохновения и заветное слово поэзии Зенеиды Р-вой есть апология женщины и протест против мужчины. . . Она глубоко понимала униженное положение женщины в обществе и глубоко скорбела о нем". В повестях Ган, автобиографическое значение которых велико, ясно видно обобщение ее личной драмы.

    24 июня 1842 года Елена Андреевна после долгой и мучительной болезни скончалась в Одессе на двадцать девятом году жизни. Старшей ее дочери Лене было 11 лет, Вере пошел восьмой год. Первая из них станет основательницей современного теософического движения Еленой Петровной Блаватской, а вторая - известной в свое время детской писательницей и драматургом Верой Петровной Желиховской.



  •